Посмотрели на днях "М. Баттерфляй" Кроненберга.
Рене Галимар приезжает из Парижа во французское посольство в Китае и на первом же приеме влюбляется в актрису Пекинской оперы, исполняющую арию из "Мадам Баттерфляй". История любви в обстановке культурной революции и шпионских страстей оканчивается более чем печально, потому что, дальнейший текст этого поста содержит спойлеры к сюжету фильмапрошу прощения за спойлер, Галимару никто не сказал, что в Пекинской опере нет актрис.
Интриги, увы, у меня не получилось, потому что историю скандала, на котором были основаны оригинальная пьеса и, соответственно, фильм, я читала довольно давно, да и распространенного в рецензиях мнения "Ах, какой пассаж, какое предательство со стороны Лилин" я не разделяю- хотя бы потому что и Лилин, и Галимар были друг к другу в итоге достаточно жестоки - Лилин обманывал любовника, отчасти из-за того, что мог получать от него ценную информацию, отчасти боясь потерять, Галимар же всю дорогу видел в нем не то что женщину - он видел в нем вымышленный образ мадам Баттерфляй, покорный, преданный и стыдливый собирательный образ "восточной красавицы" в представлении европейского мужчины, даже после отповеди, даже после очень толстых намеков от Лилина.
Здесь бы ему Но-химэ показать или какую-нибудь любимую наложницу китайского императора из тех, что приказывали уродовать и пытать менее хитрых или удачливых соперниц, но упс, этот человек даже самыми доступными читателю тонкостями культуры страны, в которой ему работать, не озаботился. Тем сильнее оказывается потрясение от правды. И несмотря на все мои смехуечки в процессе просмотра, что, мол, мужик, признай уже, что у тебя был роман не с китаянкой, а с китайцем, и от того, что он мужчина, мало что по сути изменилось - он не признает, потому что любил не человека, а образ, созданный тихим голосом, опущенными глазами, длинными волосами и свободной одеждой. Персонажа. Мадам Баттерфляй. И когда Лилин перестает ей быть, Галимар его уже не примет. Скорее сам станет мадам Баттерфляй и убьет себя от безысходности.
Кроме того, мы видим, что и для Лилина это была не просто удобная возможность шпионить на благо Великого Кормчего и обеспечить себе хоть какое-то положение. Изначально - скорее всего, именно в этом и было дело. Но не через несколько лет. Не когда он, сбросив одежду, уже после разоблачения и суда, пытался дозваться до Галимара и показать, что Лилин-Баттерфляй и Лилин-актер и шпион - один и тот же человек, более того, искренне, несмотря на всю ложь, любящий человек. На мой взгляд, причины притворяться у него здесь уже не было - все, что можно, уже было раскрыто, Галимар уже ни на что не влиял, изменить что-то уже едва ли было возможно.
Я даже не уверена, что тут имеет какое-то отношение часто поминаемое в отзывах "противостояние Запада и Востока". Скорее уж противостояние воображения и любви к воображаемой прекрасной рабыне (ох, как мне хотелось уебать Галимара за эту "рабыню", кто бы знал) и реальности, в которой все оказалось еще более невероятно и столкновения с которой чувства не выдержали - по крайней мере, с одной стороны.
Очень иронично на самом деле звучит фраза "Только мужчине дано знать, какой должна быть идеальная женщина", брошенная Баттерфляй-Лилин. Не менее иронично то, что идеальная женщина лучше всего получилась из мужчины. Это, кстати, к вопросу о том, насколько условная штука - гендер и насколько гендерные стереотипы - палка о двух концах.
Пользуясь случаем, хочу заметить, что Джон Лоун с длинными волосами и в китайской одежде на китаянку тянет весьма условно, но это не делает его менее рассветно прекрасным. Вон какой бисенен китайский.
Посмотрели на днях "М. Баттерфляй" Кроненберга.
Рене Галимар приезжает из Парижа во французское посольство в Китае и на первом же приеме влюбляется в актрису Пекинской оперы, исполняющую арию из "Мадам Баттерфляй". История любви в обстановке культурной революции и шпионских страстей оканчивается более чем печально, потому что, дальнейший текст этого поста содержит спойлеры к сюжету фильма
Рене Галимар приезжает из Парижа во французское посольство в Китае и на первом же приеме влюбляется в актрису Пекинской оперы, исполняющую арию из "Мадам Баттерфляй". История любви в обстановке культурной революции и шпионских страстей оканчивается более чем печально, потому что, дальнейший текст этого поста содержит спойлеры к сюжету фильма