Посмотрели на днях "М. Баттерфляй" Кроненберга.
Рене Галимар приезжает из Парижа во французское посольство в Китае и на первом же приеме влюбляется в актрису Пекинской оперы, исполняющую арию из "Мадам Баттерфляй". История любви в обстановке культурной революции и шпионских страстей оканчивается более чем печально, потому что,
дальнейший текст этого поста содержит спойлеры к сюжету фильмапрошу прощения за спойлер, Галимару никто не сказал, что в Пекинской опере нет актрис.
Интриги, увы, у меня не получилось, потому что историю скандала, на котором были основаны оригинальная пьеса и, соответственно, фильм, я читала довольно давно, да и распространенного в рецензиях мнения "Ах, какой пассаж, какое предательство со стороны Лилин" я не разделяю- хотя бы потому что и Лилин, и Галимар были друг к другу в итоге достаточно жестоки - Лилин обманывал любовника, отчасти из-за того, что мог получать от него ценную информацию, отчасти боясь потерять, Галимар же всю дорогу видел в нем не то что женщину - он видел в нем вымышленный образ мадам Баттерфляй, покорный, преданный и стыдливый собирательный образ "восточной красавицы" в представлении европейского мужчины, даже после отповеди, даже после очень толстых намеков от Лилина.
Здесь бы ему Но-химэ показать или какую-нибудь любимую наложницу китайского императора из тех, что приказывали уродовать и пытать менее хитрых или удачливых соперниц, но упс, этот человек даже самыми доступными читателю тонкостями культуры страны, в которой ему работать, не озаботился. Тем сильнее оказывается потрясение от правды. И несмотря на все мои смехуечки в процессе просмотра, что, мол, мужик, признай уже, что у тебя был роман не с китаянкой, а с китайцем, и от того, что он мужчина, мало что по сути изменилось - он не признает, потому что любил не человека, а образ, созданный тихим голосом, опущенными глазами, длинными волосами и свободной одеждой. Персонажа. Мадам Баттерфляй. И когда Лилин перестает ей быть, Галимар его уже не примет. Скорее сам станет мадам Баттерфляй и убьет себя от безысходности.
Кроме того, мы видим, что и для Лилина это была не просто удобная возможность шпионить на благо Великого Кормчего и обеспечить себе хоть какое-то положение. Изначально - скорее всего, именно в этом и было дело. Но не через несколько лет. Не когда он, сбросив одежду, уже после разоблачения и суда, пытался дозваться до Галимара и показать, что Лилин-Баттерфляй и Лилин-актер и шпион - один и тот же человек, более того, искренне, несмотря на всю ложь, любящий человек. На мой взгляд, причины притворяться у него здесь уже не было - все, что можно, уже было раскрыто, Галимар уже ни на что не влиял, изменить что-то уже едва ли было возможно.
Я даже не уверена, что тут имеет какое-то отношение часто поминаемое в отзывах "противостояние Запада и Востока". Скорее уж противостояние воображения и любви к воображаемой прекрасной рабыне (ох, как мне хотелось уебать Галимара за эту "рабыню", кто бы знал) и реальности, в которой все оказалось еще более невероятно и столкновения с которой чувства не выдержали - по крайней мере, с одной стороны.
Очень иронично на самом деле звучит фраза "Только мужчине дано знать, какой должна быть идеальная женщина", брошенная Баттерфляй-Лилин. Не менее иронично то, что идеальная женщина лучше всего получилась из мужчины. Это, кстати, к вопросу о том, насколько условная штука - гендер и насколько гендерные стереотипы - палка о двух концах.
Пользуясь случаем, хочу заметить, что Джон Лоун с длинными волосами и в китайской одежде на китаянку тянет весьма условно, но это не делает его менее рассветно прекрасным. Вон какой бисенен китайский.
![](http://s020.radikal.ru/i711/1508/fb/fb85174adb97.jpg)
Да и не с длинными волосами огонь.
![](http://s020.radikal.ru/i704/1508/60/39f33c9f5dbc.jpg)
А это прототип персонажа,
Ши Пейпу![](http://s019.radikal.ru/i637/1508/7c/0ea296f7bec1.jpg)
@темы:
как офисный работник Иван Иваныч принтер чинил,
а вот за что я люблю ковбоя...